Минимизация налогов

Реклама



ФАС Северо-Западного округа от 19.04.05 № А56-29201/04
Постановление кассационной инстанции

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 19 апреля 2005 года Дело N А56-29201/04

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Кирейковой Г.Г., Пастуховой М.В., при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга главного специалиста юридического отдела Барковой К.В. (доверенность от 28.12.2004 N 02/47), от общества с ограниченной ответственностью "Альфа Сервис" юрисконсульта Шацкого С.А. (доверенность от 22.01.2005 N 25/05), рассмотрев 18.04.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.11.2004 (судья Згурская М.Л.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2005 (судьи Шульга Л.А., Борисова Г.В., Шестакова М.А.) по делу N А56-20201/04,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Общество с ограниченной ответственностью "Альфа Сервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга (далее - инспекция) от 19.04.2004 N 126 об отказе в возмещении из бюджета 470192 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту за декабрь 2003 года и обязании налогового органа возместить указанную сумму налога путем возврата на расчетный счет общества.

Решением суда от 19.11.2004, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.01.2005, заявленные обществом требования удовлетворены полностью.

При этом арбитражный суд апелляционной инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел замену ответчика на его процессуального правопреемника - Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга.

В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать заявителю в удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, общество не приобрело право на применение налоговых вычетов в декабре 2003 года, поскольку не имело "на конец налогового периода оформленных в соответствии с законодательством счетов-фактур".

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить ее без удовлетворения, а принятые по делу судебные акты - без изменения, считая их законными и обоснованными.

В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества их отклонил, указывая на несостоятельность этих доводов.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, заявитель в соответствии с договором от 05.03.2003 N AM/6-R, заключенным с ТОО "Азияэнергопром ЛТД", Казахстан, осуществлял поставку товаров на экспорт.

Общество 20.01.2004 представило в инспекцию декларацию по НДС за декабрь 2003 года по экспортным операциям одновременно с документами, предусмотренными пунктом 1 статьи 165 НК РФ и статьей 172 НК РФ, а также заявление N 4/1 о возврате из бюджета 998226 руб. НДС за этот период.

Инспекция, проверив названную декларацию и документы, решением 19.04.2004 N 126 возместила обществу 528034 руб. НДС и отказала в возмещении из бюджета 470192 руб. данного налога.

Основанием для принятия этого решения послужило то, что общество неправомерно предъявило к возмещению из бюджета 470192 руб. НДС, поскольку счета-фактуры от 01.10.2003 N ВЛ-10 и от 01.10.2003 N ВЛ-11, на основании которых эта сумма налога заявлена к вычету, не соответствуют требованиям, установленным подпунктом 4 пункта 5 статьи 169 НК РФ, так как в них не заполнена графа "К платежно-расчетному документу" при наличии авансовых платежей.

При этом инспекция в оспариваемом решении подтвердила, что общество 22.01.2004 по собственной инициативе представило в налоговый орган исправленные счета-фактуры, но не приняла их во внимание, указав на то, что надлежащим образом оформленные счета-фактуры отсутствовали у налогоплательщика на конец налогового периода, за который заявлены налоговые вычеты.

Общество не согласилось с решением инспекции от 19.04.2004 N 126 в части отказа в возмещении из бюджета 470192 руб. НДС и обжаловало его в арбитражный суд.

Кассационная инстанция считает, что судебные инстанции, установив соблюдение обществом требований норм налогового законодательства, правомерно удовлетворили заявленные им требования.

Право налогоплательщика на возмещение из бюджета НДС и порядок реализации этого права при осуществлении экспортных операций установлены в пункте 4 статьи 176 НК РФ.

В силу названной нормы Кодекса для подтверждения права на возмещение сумм НДС, уплаченных при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 6, 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0% и указанные в статье 165 НК РФ документы, на основании которых налоговый орган должен не позднее трех месяцев со дня их представления принять решение о возмещении налога или об отказе (частично или полностью) в его возмещении.

В пункте 1 статьи 165 НК РФ содержится перечень документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0% и налоговых вычетов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ).

В данном случае общество вместе с декларацией по ставке 0% за декабрь 2003 года представило в налоговый орган полный пакет документов, приведенных в пункте 1 статьи 165 НК РФ, что не оспаривается инспекцией.

В соответствии с пунктом 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура, выставляемый поставщиком товаров (работ, услуг) покупателю, является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.

Как предусмотрено пунктом 2 той же статьи Кодекса, счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 названной статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.

Вместе с тем законодательство о налогах и сборах не исключает право налогоплательщика и его поставщика на внесение исправлений в счета-фактуры, составленные с нарушением установленного порядка. Этот вывод подтверждается и пунктом 29 постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость".

При этом в случае исправления счета-фактуры налогоплательщик вправе применить налоговые вычеты в том налоговом периоде, в котором имели место соответствующие хозяйственные операции (приобретение и принятие товара к учету, его оплата), а не в периоде исправления ошибки.

В данном случае налоговый орган не опровергает то обстоятельство, что заявитель, самостоятельно выявив ошибки в заполнении поставщиком счетов-фактур, обязал последнего устранить допущенные нарушения (листы дела 60 - 61) и 22.01.2004, то есть через два дня после направления налоговой декларации, представил в инспекцию исправленные счета-фактуры (лист дела 75).

Поскольку данные счета-фактуры по своему содержанию полностью отвечали требованиям статьи 169 НК РФ, у налогового органа не было законных оснований не принимать эти счета-фактуры в качестве основания для применения обществом налоговых вычетов в декабре 2003 года.

В данном случае судебные инстанции в полном соответствии со статьями 66 - 68 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильно оценили представленные обществом в налоговый орган и в суд исправленные счета-фактуры как относимые и допустимые доказательства наличия у налогоплательщика права на налоговые вычеты в спорный период и обоснованно признали решение инспекции от 19.04.2004 N 126 в части отказа в возмещении из бюджета 470192 руб. НДС недействительным, обязав налоговый орган возвратить обществу названную сумму налога.

Поскольку дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.2004 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2005 по делу N А56-29201/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

 

Председательствующий

КОРАБУХИНА Л.И.

 

Судьи

КИРЕЙКОВА Г.Г.

ПАСТУХОВА М.В.

← Назад

 




Партнеры: