Минимизация налогов

Реклама



Не облагается НДС приобретение земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности

C 1 января 2005 года проблемы, изложенные в теме, отпадают сами собой. Ведь НДС при реализации жилья и земельных участков с этого года отменен (Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 109-ФЗ). Однако изложенные ниже аргументы могут пригодиться в налоговых спорах, касающихся предыдущих периодов.

Приобретение физическими и (или) юридическими лицами в собственность земельных участков, находящихся в государственной и мниципальной собственности, является приватизацией этого имущества (ст. 1 Закона РФ от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

Плательщиками НДС являются (ст.143 НК РФ):

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Организацией для целей налогообложения признается, в частности, юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.2 ст.11 НК РФ).

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования являются субъектами гражданского права (п.124 ГК РФ), но не являются юридическими лицами.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации гражданские права и обязанности приобретают и осуществляют соответствующие органы государственной власти (п.1 ст.125 ГК РФ) в рамках их компетенции, а от имени муниципальных образований – органы местного самоуправления. Указанные органы могут быть юридическими лицами и чаще всего действительно являются таковыми.

В случаях, когда органы государственной власти или органы местного самоуправления выступают соответственно от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, они осуществляют права и обязанности, принадлежащие этим субъектам права, представляют и обязывают их. Главное при этом, чтобы орган действовал от имени государства (или муниципального образования) в пределах компетенции, установленной актами, определяющими статус данного органа.

Таким образом, непосредственное участие государства (муниципальных образований) в гражданском обороте осуществляется путем вступления в оборот органов государственной власти (органов местного самоуправления), действующих при этом не как обособленные юридические лица, а как особые представители государства (муниципальных образований). В случае непосредственного участия государства (муниципального образования) в гражданском обороте имеют место отношения представительства в силу закона, к которым должна применяться глава 10 ГК РФ.

Следовательно, стороной сделки о приватизации является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, которые не являются юридическими лицами, а значит организациями для целей налогообложения и налогоплательщиками НДС. Поэтому при проведении приватизации государственного и муниципального имущества НДС не начисляется и не уплачивается.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Уральского округа от 09.02.2004 №Ф09-76/04-АК.

Вместе с тем, если приватизируется имущество государственных и муниципальных предприятий, являющихся плательщиками НДС, то передающей стороной могут выступать эти предприятия. Реализация, в том числе, безвозмездная передача, имущества является объектом налогообложения НДС (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ).

Для того, чтобы при такой приватизации не начислялся НДС пп.3 п.2 ст.146 НК РФ содержит специальную норму, согласно которой передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации, не является объектом налогообложения НДС.

Еще одним подтверждением того, что сделки по приватизации земельных участков не облагаются НДС, является отсутствие у их покупателей обязанностей налогового агента. Такие обязанности предусмотрены только для сделок по аренде государственного и муниципального имущества (п.3 ст.161 НК РФ).

Если договор содержит условие об уплате НДС

Если в договоре о приобретении земельного участка указано, что покупатель сверх установленной цены должен дополнительно уплатить НДС, то такое условие можно считать недействительным и НДС не уплачивать.

К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется (п.3 ст.2 ГК РФ). Следовательно, нормы ГК РФ об обязательствах не могут применяться в отношении прав и обязанностей сторон по вопросам исчисления и уплаты НДС, а включение в договор условия об обязанности дополнительной уплаты НДС противоречит п.3 ст.2 ГК РФ и является недействительным (ст.168, 180 ГК РФ).

В отличие от рассмотренной ситуации, в общем случае упоминание в договоре о том, что его цена включает в себя (или наоборот не включает) НДС, не является нарушением п.3 ст.2 ГК РФ. Такое условие можно рассматривать как уточнение сторонами цены договора. Данное условие вовсе не устанавливает для сторон обязанностей по предъявлению и уплате НДС - предполагается, что такие обязанности вытекают из налогового законодательства.

Если же из налогового законодательства следует, что по совершаемой сделке продавец не обязан предъявлять покупателю НДС, и покупатель знает об этом, то покупатель не должен уплачивать продавцу предъявленные суммы НДС, даже если договор содержит условие об обратном.

 

Илья Зорин
налоговый юрист

← Назад

 




Партнеры: