Минимизация налогов

Реклама



Не подлежит повторной уплате налог на оперции с ценными бумагами в случае, когда эмитент представляет в регистрирующий орган документы на эмиссию выпуска ценных бумаг, в регистрации которого ранее было отказано

Согласно пп.«е» п.1 ст.19 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 «Об основах налоговой системы РФ» (далее – Закон № 2118-1) налог на операции с ценными бумагами относится к федеральным налогам.

Согласно ст.5 Закона РФ от 12.12.91 № 2023-1 «О налоге на операции с ценными бумагами» (далее Закон № 2023-1) сумма налога уплачивается одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии.

В соответствии со ст.20 Закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» к заявлению о государственной регистрации выпуска ценных бумаг прилагается перечень документов, установленный нормативными правовыми актами ФКЦБ РФ. Непредставление документов, предусмотренных данным перечнем, является одним из оснований отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг (ст.21 Закона № 39-ФЗ).

Согласно п. 2.4.5. Постановления ФКЦБ РФ от 18.06.2003 № 03-30/пс в регистрирующий орган представляется документ об уплате налога или сбора, взимаемого в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах при эмиссии ценных бумаг.

Таким образом, согласно п.2 ст.8 НК РФ указанный налог, не смотря на свое название, может быть признан сбором, так как его уплата является одним из условий совершения в отношении плательщика юридически значимых действий – государственной регистрации выпуска ценных бумаг.

Статьей 6 Закона № 2118-1 было предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения. Однако эта норма утратила силу с 01.01.99 в связи с вступлением в силу НК РФ. Указанный принцип однократности налогообложения распространялся как на налоги, так и на сборы, так как Закон № 2118-1 не определял существенных различий между этими платежами.

В настоящее время принцип однократности налогообложения сохранился в НК РФ в совокупности следующих норм:

  • налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными (ст.3 НК РФ);

  • обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора (пп. 1 п. 3 ст. 44 НК РФ).

Очевидно, что принцип однократности налогообложения действует как в отношении налогов, так и в отношении сборов, и является одним из основополагающих принципов налогообложения.

Этот принцип нашел свое отражение (иногда косвенное) в судебной практике. Упоминание этого принципа содержится в Постановлениях ФАС Московского округа от 20.02.2003 № КА-А40/400-03-П, от 13.03.2003 № КА-А40/991-03, Постановлении ФАС Уральского округа от 25.04.2001 № Ф09-783/01-АК, Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 28.07.2003 № Ф04/3630-1024/А46-2003, Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 27.12.99 № Ф03-А73/99-2/1926, Постановлении ФАС Центрального округа от 20.02.2003 № А09-7325/02-15.

Таким образом, предприятие, уплатив налог одновременно с подачей документов на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, и получив отказ в такой регистрации, имеет право без повторной уплаты налога подать документы на регистрацию этого же самого выпуска ценных бумаг, устранив обстоятельства, ранее приведшие к отказу в его регистрации. Иное противоречило бы принципу однократности налогообложения, поскольку объектом платы согласно ст.2 Закона № 2023-1 является номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом.

Кроме того, самим Законом № 2023-1 повторная уплата налога в данной ситуации не предусмотрена.

Данная позиция изложена в Постановлении ФАС Московского округа от 16.07.2003 № КА-А40/4751-03.

 

Илья Зорин
налоговый юрист

← Назад

 




Партнеры: