Минимизация налогов

Реклама



Расходы на составление отчетности по МСФО можно признать при налогообложении

Составление финансовой отчетности компании по международным стандартам и ее аудит – дело полезное, особенно для тех организаций, которые имеют в составе акционеров (участников) иностранцев, или пытаются привлечь иностранные инвестиции. Наконец, кому-то отчетность по МСФО внушает большее доверие, чем баланс, составленный по отечественным стандартам.

Однако составление отчетности по международным стандартам и ее аудит в настоящий момент являются необходимыми далеко не для всех российских компаний. В связи с этим нередко возникает вопрос об обоснованности соответствующих расходов и возможности их учета при исчислении налога на прибыль.

Попытаемся разобраться в указанной проблеме.

Возможность признания расходов

В соответствии со ст.252 НК РФ затраты могут быть признаны расходами для целей налогообложения только в случае, если в отношении таких затрат одновременно выполняются следующие условия:

  1. затраты произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода;
  2. затраты являются экономически оправданными;
  3. оценка затрат выражена в денежной форме;
  4. затраты подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Рассмотрим, выполняются ли названные критерии применительно к затратам, возникающим у коммерческой организации при составлении отчетности (в том числе консолидированной) по МСФО и ее аудите.

Целью создания коммерческой организации является осуществление деятельности, направленной на систематическое получение прибыли (доходов). Поэтому все расходы, которые являются необходимыми для деятельности коммерческой организации, следует считать произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение доходов.

Такая необходимость может возникнуть, в частности, исходя из требований законодательства и (или) учредительных документов организации.

В соответствии с п.3 ст.11 Федерального закона от 26.12.95 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО), п.2 ст.12 Федерального закона от 08.02.98 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) права акционеров (участников) организации определяются, в том числе, ее уставом.

Если в уставе организации закреплено право акционеров (участников) требовать от нее предоставления финансовой отчетности, составленной по международным стандартам, то составление такой отчетности и ее аудит будут необходимыми для этой организации. Следовательно, расходы на эту отчетность можно будет считать произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. То есть первое из перечисленных выше условий п.1 ст.252 НК РФ в данном случае будет выполнено.

Тем более необходимым будет составление указанной отчетности и ее аудит в случае, если у организации имеется хотя бы один иностранный акционер (участник), который на основании положений, закрепленных учредительными документами, а также в соответствии с обычаями делового оборота потребует от нее представления отчетности, составленной по МСФО и подтвержденной аудитором.

Налоговый кодекс не раскрывает содержание критерия экономической оправданности расходов. В связи с этим экономическая оправданность тех или иных расходов должна определяться правоприменительной практикой, в том числе арбитражными судами. Однако устойчивой арбитражной практики на этот счет в настоящее время еще не сложилось.

По нашему мнению, экономически оправданными могут считаться в частности затраты, которые:

  • в существующих рыночных условиях нельзя существенно уменьшить или избежать;
  • позволяют уменьшить другие обязательные расходы или избежать их, при этом сумма произведенных затрат не должна превышать сумму уменьшения иных обязательных расходов.

Если расходы на отчетность по международным стандартам оптимальны, и, исходя из текущей экономической (рыночной) ситуации, не представляется возможным существенно уменьшить данные расходы, то такие расходы можно считать экономически оправданными.

Согласно п. 91 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (утв. Приказом Минфина от 29.07.98 №34н) при наличии у организации дочерних и зависимых обществ для нее является обязательным составление сводной отчетности.

В соответствии с п.8 Методических рекомендаций по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.96 №112, далее – Методические рекомендации) организация может не составлять сводную бухгалтерскую отчетность по российским стандартам (РСБУ) в случае, если одновременно соблюдаются следующие условия:

  • сводная бухгалтерская отчетность составлена на основе международных стандартов финансовой отчетности, разработанных Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности;
  • организация обеспечило достоверность сводной бухгалтерской отчетности, составленной на основе МСФО;
  • пояснительная записка к сводной бухгалтерской отчетности содержит перечень применяемых требований бухгалтерской отчетности, раскрывает способы ведения бухгалтерского учета, включая оценки, отличающиеся от правил РСБУ.

То есть составление консолидированной отчетности по МСФО, удовлетворяющей перечисленным требованиям освобождает организацию от необходимости осуществления расходов на сводную отчетность по РСБУ. Это обстоятельство может свидетельствовать об экономической оправданности расходов на составление консолидированной отчетности по МСФО.

Выполнение условий 3 и 4 п.1 ст.252 НК РФ в общем случае не вызывает сомнений. Поэтому в дальнейшем мы будем считать, что эти условия выполняются.

Таким образом, в случае, если в учредительных документах организации зафиксировано право ее акционеров (участников) требовать от нее предоставления финансовой отчетности, составленной по МСФО и подтвержденной аудитором, то расходы на составление этой отчетности и ее аудит уменьшают налоговую базу организации по налогу на прибыль. При этом составление данной отчетности должно иметь какой-либо понятный налоговикам экономический смысл, например, предоставлние ее иностранным акционерам (учредителям). В противном случае налоговые органы могут посчитать расходы экономически не оправданными.

Похожая позиция изложена в Письме Минфина РФ от 17.08.2000 №04-02-05/01.

Момент признания расходов

При применении метода начисления расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, не зависимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. При этом расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок (п.1 ст.272 НК РФ).

Расходы, связанные с составлением и аудитом финансовой отчетности, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп.17 п.1 ст. 264 НК РФ).

В соответствии с пп.3 п.7 ст.272 НК РФ датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается одна из следующих дат:

  • дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
  • дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;
  • последний день отчетного (налогового) периода.

При этом ст.272 НК РФ не устанавливает, какими критериями следует руководствоваться для выбора одной из перечисленных дат.

По нашему мнению, прочие расходы, названные в пп.3 п.7 ст.272 НК РФ (в том числе расходы на составление и аудит финансовой отчетности по МСФО), следует признавать в налоговом учете на первую из перечисленных выше дат, наступившую после подписания с аудитором актов сдачи-приемки соответствующих услуг.

 

Илья Зорин
налоговый юрист

← Назад

 




Партнеры: