Минимизация налогов

Реклама



Налоговики пока не получат оружия против трансфертных цен

Путин на совещании в минувший вторник не только одобрил либеральные налоговые идеи правительственных чиновников. Сообщают «Ведомости». Он также посоветовал заместителю министра финансов Сергею Шаталову повременить с внесением поправок в статьи 20 и 40 Налогового кодекса, рассказывают три чиновника разных федеральных ведомств.

Эти поправки, идеологию которых правительство одобрило осенью прошлого года, должны были стать орудием борьбы с одной из самых популярных схем налоговой оптимизации. Например, до 2002 г., когда налоги нефтяников зависели от цены продажи сырья, добывающие подразделения почти всех нефтяных холдингов продавали нефть «своим» посредникам по заниженным «корпоративным» ценам. Покупатели были зарегистрированы во внутренних офшорах (Калмыкия, Мордовия, Чукотка) и экономили на налогах, пользуясь региональными льготами. На этом основании «ЮКОСу» и его «дочкам» налоговые органы в прошлом году предъявили налоговый счет на $27,5 млрд, а «Сибнефти» — на $1 млрд. За использование трансфертных цен налоговики в разные годы предъявляли претензии банкам, табачным компаниям, «Газпрому», «Роснефти», ТНК и металлургическим холдингам, в некоторых случаях — на миллиарды рублей.

До сих пор перевес в этой борьбе был на стороне налогоплательщиков. По словам партнера компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Дениса Щекина, количество судебных споров по статье 40 «измеряется десятками, практика огромная», а суммы доначислений обычно составляют сотни тысяч долларов и больше. Но 90% таких обвинений рассыпается в судах, добавляет управляющий партнер юридической компании Timothy"s Legal Евгений Тимофеев. «Налоговым органам очень трудно доказывать применение трансфертных цен», — объясняет юрист.

Чтобы облегчить жизнь налоговикам, Минфин в декабре внес в правительство законопроект, предоставляющий им право контролировать все сделки между взаимозависимыми компаниями, а также внешнеторговые, бартерные и зачетные сделки. Налоги доначисляются, если цена выходит за границы некоего «диапазона рыночных цен» (сейчас — если цена отличается от рыночной на 20%). Для обоснования цен предприятиям придется давать налоговикам подробную информацию об условиях сделки, доходах, функциях ее участников и методах определения цены. Иначе налоговики смогут взыскивать у них доначисленные налоги и пени без суда. Вдобавок провинившиеся компании будут наказаны штрафом в размере 20% от суммы доначисленных налогов. В бесспорном порядке предлагалось доначислять налоги любым фирмам, торгующим с офшорными компаниями или продающим иностранцам биржевые товары по нерыночным ценам.

Творчество Шаталова не на шутку напугало бизнесменов. Дополнительные права позволят налоговикам при желании обанкротить «любую компанию», тревожится председатель Координационного совета предпринимательских союзов Александр Шохин.

А сразу после новогодних праздников правительство вернуло поправки разработчикам на том основании, что на документе нет визы Минюста. «Это был всего лишь формальный повод, — рассказывает чиновник одного из федеральных ведомств. — Поправки Шаталова вызывали много вопросов в администрации президента». «Органы госвласти и бизнес-сообщество не готовы» к введению новых правил, добавляет чиновник администрации.

Шаталов вчера отказался от комментариев. Сотрудник налогового департамента Минфина рассказал, что главная претензия к законопроекту — нечеткость норм, позволяющая налоговикам произвольно толковать закон.

← Назад

 




Партнеры: