Минимизация налогов

Реклама



Затраты на будущее

Источник: Московский бухгалтер

Когда речь заходит о маркетинговом исследовании, сразу возникает мысль о быстром способе снизить налоги. Ведь результат от таких вложений уж очень абстрактен. Поэтому можно легко увести деньги. Налоговики же проверяют такие сделки особенно тщательно. А значит, бухгалтер должен хорошо подготовиться...

Зачастую фирма действительно должна выяснить, нужен ли ее новый товар покупателям или стоит приобретать дорогое оборудование. Чиновники же подозрительно относятся к таким исследованиям. Ведь маркетинговые расходы не нормируются. Поэтому списать затраты под них можно сколько угодно.

По рейтингу отмывочных сделок исследования рынка стоят рядом с информационным обслуживанием или курьерскими доставками. Дело в том, что налоговикам очень трудно выяснить, на что же деньги фирмы потрачены. Результат произведенных затрат – папка с отчетом о проделанной работе. Будет ли полученные данные фирма использовать – неизвестно. К тому же возмещен НДС и уменьшен налог на прибыль.

Поэтому налоговик, обнаружив подобные расходы, принимается за их проверку особенно рьяно. У бухгалтера же должны быть весомые доказательства по целесообразности таких затрат.

Первичка

Провести исследования можно своими силами или пригласив специалистов со стороны. В любом случае нужно экономически обосновать затраты и документально их подтвердить. О первичных документах надо позаботиться заранее. В случае чего только они и смогут вас спасти от штрафов и лишнего налога на прибыль и НДС.

Вообще, чтобы налоговики не усомнились в искренности исследований, нужно показать им три документа. Это договор, отчет о проделанной работе и акт выполненных работ.

Подробнее о документах нам рассказал аудитор Дмитрий Нихаев: «Договор играет немаловажную роль в расходах на маркетинг, хотя он и не является первичным документом. К тому же в Гражданском кодексе понятие «договор на маркетинговые исследования» вовсе отсутствует. Поэтому проще назвать его договором возмездного оказания услуг.

Предмет соглашения необходимо сформулировать так, чтобы были четко определены рамки исследовательской работы. То есть нужно установить цели и объект исследования, а также территорию, на которой оно проводится. Не помешает составить график или поэтапный план. Тогда можно сделать несколько актов выполненных работ и сумму вознаграждения разбить по частям. Это особенно подходит, если фирма хочет увести деньги через однодневку. Ведь большая сумма, непосредственно ушедшая в конце отчетного периода именно на такие услуги, сразу вызовет желание у налоговиков провести встречную проверку. А так можно поэтапно списывать расходы за каждый месяц отчетного или даже налогового периода».

В конечном итоге все условия договора и приложений к нему надо будет отразить в отчете о проделанной работе. Отчет фискалам надо показывать в первую очередь. Просто подписанный акт их вряд ли удовлетворит. Отчет является результатом проведенной работы, и исполнитель обязан передать его фирме, заказавшей маркетинговое исследование. Тут бумагу экономить не стоит – чем больше результатов описано, тем лучше. Также можно приложить смету расходов.

В итоге чиновники получат при выездной проверке полный пакет документов, который обоснует, зачем и куда потрачены немалые деньги. Проблема останется только в одном – пригодится ли фирме полученный результат. Налоговики сильно усомнятся в целесообразности расходов, если исследуемый товар так и не будет реализован. Так что об экономической обоснованности тоже надо подумать.

Не вышло

Далеко не каждая маркетинговая компания может успешно справиться с поставленными задачами. Порой отчет об исследованиях товара или рынка сбыта не устроит фирму-заказчика. Можно ли отнести на расходы такие затраты? Конечно, можно – результаты исследований на учет затрат не повлияют. Налоговый кодекс не препятствует списанию таких расходов, даже если работы выполнены некачественно. Поэтому отнести их в уменьшение прибыли вполне возможно.

А как быть с расходами на маркетинговые исследования, которые не дали положительного результата? Их также можно учесть в составе прочих расходов для целей налогового учета. В Налоговом кодексе нет ограничений в отношении признания затрат на исследования, которые не принесли ожидаемого эффекта.

Разумеется, надо помнить и о конечной цели. Если фирма исследует подмосковные санатории для корпоративного Нового года, в расход списать такие затраты никак не получится. Ведь дохода с этих исследований вы не получите.

Как учтем

Маркетинговые затраты в налоговом учете надо отнести к прочим расходам (ст. 264 НК). В бухгалтерском учете они отражаются на счете 44 «Расходы на продажу». По окончании месяца маркетинговые затраты списываются в дебет счета 90 «Продажи».

Кстати, тут может возникнуть разница в учетах. Это произойдет, если маркетинг проводят для выпуска новой продукции. По правилам бухгалтерского учета средства, потраченные на такие исследования, списывают на себестоимость в том периоде, в котором новая продукция запущена в производство или уже продается. До этого расходы, связанные с подготовкой нового производства, учитывают на счете 97 «Расходы будущих периодов».

В Налоговом кодексе такого требования нет. Поэтому в налоговом учете расходы на маркетинг можно списывать сразу в том периоде, когда проводили исследования. Так что бухгалтеру надо решить, что фирме выгоднее – уменьшить налоговую базу сейчас или выровнять учет и списать затраты в учетах одновременно, когда продукция поступит в продажу.

Если предприятие проводит маркетинговые исследования, чтобы купить оборудование или иные товары, то сразу на расходы стоимость маркетинговых услуг отнести нельзя. В налоговом учете такие суммы надо включать в первоначальную стоимость основных средств и материалов. Таково требование пункта 2 статьи 254 и пункта 1 статьи 257 Налогового кодекса. В бухгалтерском учете они также будут включены в первоначальную стоимость приобретаемого имущества. Это сказано в пункте 8 ПБУ 6/01 и в пункте 6 ПБУ 5/01.

Кстати

Затраты на собственный маркетинговый отдел не вызовут подозрений у инспекторов. Работники-маркетологи могут привлекать статистов, тратить деньги на товары конкурентов или часть своей продукции использовать в рекламных целях. При наличии трех документов, о которых мы писали выше, – перед налоговиками оправдается также фирма, пригласившая специалистов с другой организации.

Пример

ООО «Полет» готовится к выпуску новой продукции с июля 2005 г. Будет ли товар успешно продаваться – общество хочет узнать, проведя маркетинговое исследование. Исследование провела ПБОЮЛ Н.М. Петрова. Акт сдачи-приема отчета по результатам исследования был подписан в октябре 2004 г. Стоимость исследований составила 100 000 руб. ООО «Полет» использует метод начисления.

В октябре для целей налогового учета бухгалтер общества списал средства, истраченные на маркетинг на прочие расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль. А в бухгалтерском учете были сделаны следующие проводки:

Дебет 97 КРЕДИТ 60

- 100 000 руб.- отнесены на расходы будущих периодов средства, истраченные на маркетинг;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит77

- 24 000 руб. (100 000 руб. x 24%) - отражено отложенное налоговое обязательство по расходам на маркетинговые исследования.

В июле 2005 года, после того как ООО «Полет» станет производить и продавать новую продукцию, бухгалтер сделает в учете такие записи:

Дебет 44 Кредит 97

- 100 000 руб. - списаны на себестоимость продаж расходы на маркетинговые исследования;

Дебет 77 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

- 24 000 руб. - списано отложенное налоговое обязательство.

 

Александр МИХАЙЛОВСКИЙ

← Назад

 




Партнеры: