Куда девать невозмещенный налог
Источник: Учет. Налоги. Право
Главное финансовое ведомство в письме от 04.03.05 № 03-04-08/34 разъяснило
российским организациям - перевозчикам импортируемых товаров порядок уплаты
НДС в случае отказа в возмещении налога (п. 4 ст. 176 НК РФ). Не остался в
стороне и вопрос перевыставления такими перевозчиками счета-фактуры покупателю
услуг, если инспекция "не дала добро" на зачет или возврат НДС..
Импорт тоже под ноль
В начале письма Минфин России напоминает, что при осуществлении операций,
облагаемых по нулевой ставке НДС, действует особый порядок возмещения налога
(п. 4 ст. 176 НК РФ). В таком случае право на зачет или возврат "нулевого" НДС
зависит от решения налогового органа. Это решение налоговики принимают после
того, как налогоплательщик представит отдельную налоговую декларацию и пакет
подтверждающих документов.
Именно под такой порядок попадают услуги по перемещению товаров в режиме импорта,
оказываемые перевозчиками - резидентами России (абз. 2 подп. 2 п. 1 ст. 164
НК РФ). Поэтому для возмещения налога перевозчик представляет в инспекцию отдельную
налоговую декларацию, а также контракт на перемещение товаров, выписку банка
о поступлении выручки от покупателя услуг, таможенные и транспортные документы
о ввозе товара (п. 4 ст. 165 НК РФ). Инспекции дается три месяца со дня подачи
всех документов на проверку обоснованности применения перевозчиком нулевой
ставки налога. По результатам ревизии налоговая принимает решение о зачете
или возврате НДС либо об отказе в возмещении (п. 4 ст. 176 НК РФ). В последнем
случае свои соображения инспекция должна изложить в мотивированном заключении,
которое в течение десяти дней направляется налогоплательщику.
Перевыставление счета-фактуры
Финансовое ведомство обратило внимание как раз на тот случай, когда перевозчик
импортируемых товаров не получает согласия на возмещение налога. Минфин России
отмечает, что, если выводы фискалов законны и обоснованны, налогоплательщику
придется исчислить и уплатить в бюджет НДС по ставке 18 процентов (п. 3 ст.
164 НК РФ). С этим поспорить трудно.
А вот выводы Минфина России о последствиях отказа в возмещении налога не вписываются
ни в какие рамки. По мнению ведомства, если инспекция не согласна зачесть "нулевой" НДС,
транспортная организация платит налог за счет собственных средств. Перевыставлять
же счет-фактуру и требовать от покупателя услуг оплаты НДС перевозчик, по мнению
Минфина, не вправе.
Но, на наш взгляд, такие выводы противоречат Налоговому кодексу. Там указано,
что сумма налога предъявляется дополнительно к цене реализуемой услуги (п.
1 ст. 168 НК РФ). И эта статья не делает никаких исключений для случая, когда
ставка поменялась "по воле" налоговика. Поэтому не может идти и речи
об уплате перевозчиком налога за свой счет.
Также кодекс не запрещает перевыставлять счет-фактуру из-за невозмещения НДС.
В таком случае в документе изменяется стоимость услуги (с налогом и без него),
процентная ставка НДС и его сумма (п. 5 ст. 169 НК РФ). Следовательно, налогоплательщик
должен внести исправления в счет-фактуру.
Возможность исправления счетов-фактур прямо предусмотрена в пункте 29 постановления
Правительства РФ от 02.12.2000 № 914. Там говорится, что исправленный счет-фактура
заверяется подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты изменений.
Поэтому, на наш взгляд, перевозчик импортируемых товаров может исправить счет-фактуру,
выставленный покупателю услуг, и соответственно потребовать от покупателя доплатить
сумму налога, образовавшуюся из-за изменения ставки.
Е.А. Жашков,
эксперт "УНП"
← Назад
|