Минимизация налогов

Реклама



Как не сделать свои финансовые операции сомнительными

Источник: Журнал «Консультант»

Государство активизирует борьбу с так называемыми фирмами-однодневками и незаконными финансовыми операциями. Она направлена не только на выявление фактов уклонения от уплаты налогов, но и на противодействие легализации преступных доходов. Законопослушным организациям тоже придется отчитываться за свою деятельность.

Легализовать – значит придать правомерный вид владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате преступления (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198 и 199 УК РФ). Цель легализации в том, чтобы создать возможности прежнему владельцу имущества реализовать результаты его незаконной деятельности.

Как и почему контролируют финансовые операции

Легализация всегда связана с целым рядом правомерных на первый взгляд действий, которые обеспечивают видимость того, что доходы были получены законным путем. Именно поэтому добросовестным компаниям необходимо внимательнее оформлять и проводить свои денежные операции.

Противодействие отмыванию доходов обеспечивают меры обязательного и внутреннего контроля (ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» – далее Закон). Внутренний контроль заключается в том, что организации, оговоренные в Законе, выявляют сомнительные операции с денежными средствами или иным имуществом. Такими организациями, в частности, являются банки, страховые компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг и др.

Обязательный контроль заключается в том, что Федеральная служба по финансовому мониторингу при Минфине России (ФСФМ) отслеживает операции с деньгами или иным имуществом. Причем делает это на основании информации, которую предоставляют вышеупомянутые организации.

Российское законодательство устанавливает операции, подлежащие обязательному контролю (ст. 6 Закона). Их количество с каждым годом увеличивается. В настоящее время к ним, например, относятся получение или выдача беспроцентных займов организациями, не являющимися банками, а также сделки с недвижимостью на сумму более 3 миллионов рублей.

Что значит «сомнительная операция»

Однако особый интерес вызывают операции, подпадающие под действие внутреннего контроля со стороны кредитных организаций. Так, если у сотрудников банка появились подозрения, что цель какой-либо операции – легализация, они обязаны проинформировать об этом ФСФМ (п. 3 ст. 7 Закона). Поэтому здесь немаловажную роль играют так называемые оценочные критерии.

Информацию о совершаемых клиентами операциях работники кредитных организаций могут документально зафиксировать и передать в ФСФМ, если:

  • сделка имеет запутанный или необычный характер без очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  • сделка не соответствует прописанным в уставных документах целям организации;
  • выявлены неоднократные операции, позволяющие считать, что клиент уклоняется от процедур обязательного контроля;
  • присутствуют иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки совершаются с противоправными целями. К таким обстоятельствам можно, например, отнести сотрудничество с сомнительными деловыми партнерами или подозрительными кредитными организациями.

Очевидно, что перечисленные признаки имеют условный характер, являются субъективными. Поэтому есть вероятность, что сомнительными могут посчитать законные сделки компании. Конечно, сбор и передача информации о финансовой операции еще не являются доказательствами того, что юридическое лицо легализует преступные доходы. Однако повышенный интерес к деятельности такой организации, по крайней мере со стороны обслуживающего банка или банка-корреспондента, обеспечен.

Если банк заподозрит, что компания совершает сомнительные финансовые операции, он вправе запросить документы, подтверждающие экономическую целесообразность их проведения.

На что ЦБ рекомендует обратить внимание

Критерии выявления и признаки необычных сделок определены в письме Центробанка от 28 ноября 2001 г. № 137-Т. Например, подозрительно, если:

  • клиент немотивированно отказывается предоставлять банку сведения, не предусмотренные законодательством, но запрашиваемые по сложившейся банковской практике;
  • клиент излишне озабочен вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции;
  • клиент необоснованно настаивает на скорейшем проведении операции;
  • сведения, предоставленные клиентом, невозможно или слишком дорого проверить;
  • компания переводит деньги на свой счет в другой кредитной организации без видимого основания, а в назначении платежа указывает «перевод собственных средств»;
  • информация в заявлении о предоставлении кредита не соответствует сведениям и документам, полученным в ходе переговоров от представителей клиента;
  • компания перечисляет нерезиденту неустойку (пени, штраф) за неисполнение или нарушение условий договора, размер которой превышает 10 процентов от суммы непоставленных товаров.

Излишних подозрений можно избежать

Безусловно, все более жесткие требования к участникам финансового рынка затрагивают права и интересы как компаний, так и физических лиц. Это согласуется с общим конституционным принципом, что права и свободы человека и гражданина федеральный закон может ограничить в объеме, разрешенном Конституцией (ч. 3 ст. 55).

Все понимают необходимость борьбы с преступным капиталом. Поэтому сейчас компании должны больше внимания уделять корректному оформлению документов по операциям с денежными средствами. Порекомендовать организациям можно следующее.

Во-первых, при оформлении договоров и иных документов четко указывать предмет и условия предполагаемой сделки. Тогда, если возникнут вопросы со стороны кредитных организаций, обосновать экономическую целесообразность ее совершения будет несложно. Например, заключая договор на оказание услуг, следует указать в нем, какие именно услуги будут оказаны, для каких целей они предназначены, каких результатов позволит достичь их практическое применение. Обязательным итогом должен быть акт, отчет или заключение, содержащие полную и, что главное, достоверную информацию.

Во-вторых, компании должны внимательно и ответственно выбирать деловых партнеров. В практике случается, что организация начинает искать новые рынки сбыта своей продукции или планирует освоить его новые сегменты, открыть новое производство. Заключая договор с новыми деловыми партнерами, стоит задуматься, нужно ли сотрудничество с организацией, сотрудники которой отказываются подтвердить факт ее регистрации или постановки на учет, а также не предоставляют контактных лиц со своей стороны.

Неубедительно будут выглядеть отношения с теми, кто подписывают договор не от имени директора, а по доверенности и отказываются предъявить такую доверенность.

И, в-третьих, компаниям не рекомендуется пользоваться услугами кредитных организаций, имеющих сомнительную репутацию на рынке финансовых услуг. Узнать об этом можно по ряду признаков. Например, банк неохотно предоставляет информацию о своих финансовых услугах, не раскрывает данные об учредителях (истинных владельцах). Отсутствие информации о результатах аудиторской проверки в течение нескольких последних лет также можно отнести к признакам сомнительности банка.

эксперт номера

Владимир Мещеряков, руководитель авторского коллектива книги «Годовой отчет», глава экспертной коллегии журнала «Практическая бухгалтерия»

Название – лицо компании

Чтобы не попасть под подозрение, компания должна более тщательно выбирать деловых партнеров. Но как выявить, фиктивная фирма или нет? Как выяснили работники налогового ведомства, у фирм-однодневок есть следующие отличительные особенности в названии:

– наличие букв «э», «ъ», и «М» (например, «Ситлэйт», «Экстлер», «Советникъ», «Оливия-М» и т. п.);

– указание на дату регистрации фирмы (например, «Виалар-2004» и т. п.);

– сокращение слов (например, алюминий-металл-экспорт сокращается до «Алметэкс», цветной-металл-экспорт сокращается до «Цветметэкспо» и т. п.);

– английские слова написаны в названии по-русски (например, «Форест-Ойл», «Ойл-Экспо», «Стин» и т. п.).

Таким образом, операциям, где фигурирует контрагент с подобным названием, контролирующие структуры будут уделять повышенное внимание.

Кроме того, в любом банке существует специально разработанный перечень «особых» слов. Документы, в которых они встречаются (например, платежные поручения, заявления на взнос наличных и др.), сотрудники банка будут изучать особенно внимательно. К таким словам и сочетаниям слов относятся: «комиссионное вознаграждение», «ювелирные изделия», «антиквариат», «мебель», «легковые транспортные средства», «драгоценные металлы», «драгоценные камни».

Банки хотят знать своего клиента

Максим Малюков, заместитель председателя правления АКБ «Пробизнесбанк»:
«Подозрения о том, что та или иная операция может быть связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, могут быть самые разные. Это связано с тем, что сомнительная операция зачастую включает сразу несколько факторов. Каждый из них, взятый в отдельности, обычно кажется незначительным, но в совокупности они могут вызвать подозрения в том, что данная операция связана с отмыванием денег.

Как правило, определяющие факторы (критерии), которые могут свидетельствовать об отношении операции клиента к легализации, указаны в разрабатываемых каждой кредитной организацией Правилах внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию). При разработке таких критериев кредитные организации могут руководствоваться рекомендациями, предоставленными надзорными органами (Банк России, Федеральная служба по финансовым рынкам), а также собственной спецификой деятельности на рынке банковских услуг.

Часто банки запрашивают у клиентов документы, предоставление которых не является обязательным при совершении операций. Благодаря этому банк может оценить цель совершения операций, их экономический смысл и содержание. Это является одним из условий реализации принципа “Знай своего клиента”, который становится все более и более актуальным. При этом, конечно, надо иметь в виду, что отношения банка и клиента регулируются соответствующими договорами. Их условия в части представления конфиденциальных документов могут быть различными, но обычно очень четко оговариваются».

 

Ольга Сумина,
эксперт рубрики «Юрклуб»,
адвокат Адвокатской палаты Московской области

← Назад

 




Партнеры: