Минимизация налогов

Реклама



Считаем эффективность налогового планирования

Источник: Журнал «Расчет»

Для любого плана важной особенностью является возможность его проверить. Понять, совпадает ли то, что мы ожидали, с тем, что получили. Это правило касается и налогового планирования. Существуют достаточно известные формулы, по которым компания может проверить, правильно ли она выбрала методы и способы оптимизации своего налогообложения, не нуждаются ли они в корректировке.

Проверьте на экономию

Процент экономии, который вы получаете, применяя разработанную в процессе налогового планирования схему (так же, как и экономию от системы налогообложения, которая уже сложилась в компании на практике), можно рассчитать по следующей формуле:

Кэ = сумма налогов, начисленная за период / объем реализованной продукции за период x 100%,

где Кэ – показатель налоговой экономии компании. Рассчитать его можно и за год, и за каждый отчетный период.

В сумму налогов, начисленных за период, следует включать не только те суммы, которые вы сами рассчитали, но и суммы, доначисленные в этом периоде налоговой инспекцией (включая пени и штрафы). Подведем результаты:

– если налоговая экономия фирмы за отчетный период у вас составляет 20–25 процентов (и держится на этом уровне несколько периодов подряд), значит, ваша система налогового планирования работает эффективно и не нуждается в корректировке. Фирме можно ограничиться анализом изменений в законах, чтобы вовремя корректировать свои действия и избегать рисков.

– 25–40 процентов показывают, что система работает недостаточно эффективно. Ситуацию можно скорректировать за счет внутренних резервов (силами бухгалтерии) или привлечь налогового консультанта, чтобы выявить слабые места и подправить их.

– 40–70 процентов – сам налоговый план требует корректировки. Нужно провести анализ законодательства еще раз (лучше всего в этом случае привлечь специалистов) и составить новую схему.

– если же ваш показатель больше 70 процентов, возникает вопрос: зачем вести такой бизнес, не лучше ли заняться чем-то другим?

Поясним на примере: так, если у фирмы «Апрель» по итогам первого полугодия 2005 года объем реализованной продукции составил 120 878 128 рублей, а сумма начисленных налогов – 29 818 210, то процент налоговой экономии составит:

29 818 210 руб. / 120 878 128 руб. x 100% = 24,66%.

Это значит, что фирма работает эффективно и ее план налоговых действий не нуждается в корректировке.

Проверьте на результативность

Существуют и отдельные показатели результативности налогового планирования.

1 группа – показатели, позволяющие получить общую характеристику эффективности методов и схем, которые вы выбрали.

Эн – коэффициент эффективности налогообложения.

Эн = планируемая сумма чистой прибыли / общая сумма налоговых платежей

Чем выше коэффициент, тем лучше (ведь показатель будет увеличиваться, если в результате оптимизации компания заплатит меньше налогов, чем, допустим, в прошлом году или чем планировалось в начале года).

Налогоемкость реализованной продукции также достаточно интересный вопрос. Долю, которую занимают налоговые платежи, рассчитываем по формуле:

Дн = сумма налоговых платежей / объем реализованной продукции.

Итак, если фирма «Знак» заплатила 300 тысяч налогов за год (из них 50 тысяч – доначисленные суммы, пени и штрафы), объем реализации в котором был 1 400 000 рублей, то коэффициент налогоемкости – 0,2. А вот если бы компания грамотно подходила к налоговому процессу и ей, возможно, не начислили бы дополнительные суммы, тогда при сумме налогов в 250 тысяч рублей коэффициент был бы 0,17. Другими словами, в этом случае все наоборот – чем меньше показатель (по сравнению с прошлыми периодами), тем удачней вы оптимизировали налоговый процесс компании.

2 группа – это частные показатели, характеризующие долю групп налоговых платежей, например, в цене продукции и в прибыли.

Так, пусть Кц – это коэффициент налогообложения цены.

Кц = сумма налоговых платежей, входящих в цену продукции (например, НДС, акцизы) / цена продукции

Кп – коэффициент налогообложения прибыли.

Кп = сумма налоговых платежей, уплачиваемых из валовой прибыли / сумма валовой прибыли

Принцип расчета одинаковый: соотношение части и целого. Значит, чем меньше показатель коэффициентов, тем лучше для компании. Тем меньшую часть из цены или из прибыли она передает в бюджет. И тем больше останется в ее распоряжении.

3 группа – показатели эффективности использования налоговой льготы. Они также рассчитывается достаточно просто:

Л1 – коэффициент льготного налогообложения,

Л1 = налоговая экономия в результате льгот / сумма обязательств без учета льгот.

Эту формулу можно использовать как при выборе той или иной льготы (то есть рассчитать для предполагаемой экономии), так и по итогам работы. Сравните показатели. Чем ближе коэффициент к единице, тем лучше. Если этот показатель очень низок, то лучше льготу не использовать – толку слишком мало, а основание для более тщательной проверки инспекторов есть. В этом случае лучше всего решить, нужна ли вообще эта льгота.

Л2 – коэффициент эффективности льготирования.

Л2 = налоговая экономия в результате использования льготы / общий объем реализации

Этот показатель также лучше рассчитать как до, так и после использования льготы.

Чем выше показатель, тем лучше. Если в конце года показатель по сравнению с тем, который мы планировали (или с тем, который был в прошлом году), уменьшается, – надо задуматься о том, правильно ли используется льгота и нужна ли она.

И напоследок

По последней формуле можно рассчитать общую налоговую эффективность региона, в котором вы работаете:

Эр = объем выручки от реализации вашей компании (за период) / общая величина налоговых обязательств в регионе (за этот же период).

Последняя формула показалась нам очень интересной, и мы попросили наших читательниц, бухгалтеров компаний из Поволжья и Урала, рассчитать налоговую эффективность их региона по результатам 2004 года.

Так, у фирмы, работающей в одном из регионов на Урале, при выручке в 197 455 809 рублей общая величина налогов составила 42 142 178 рублей:

Эр = 197 455 809 руб. / 42 142 178 руб. = 4,69.

У компании из региона в Поволжье такой результат:

при выручке в 223 451 988 рублей, налоги – 60 785 401 рубль, итого:

Эр = 223 451 988 руб. / 60 785 401 руб. = 3,68 (коэффициент эффективности получился ниже).

На этом примере видно, что такой анализ – достаточно простой способ определить хотя бы примерно привлекательность того или иного региона. И принять это во внимание как при анализе результатов деятельности фирмы, так и при решении вопроса о месте размещения нового филиала.

 

Алена АНДРОПОВА, Лилия ИЗОТОВА

← Назад

 




Партнеры: